Помнить о смерти. Записки монаха

 

Преподобный Филофей Синайский ( Добротолюбие , т.3 )

«…бывает «прилог» (προσβολή – приражение, действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена);
потом «сочетание» (συνδυασμόζ – содвоение, внимание сковано предметом, так что только и есть что душа да предмет приразившийся и ее занявший);
далее «сосложение» (предмет приразившийся и внимание занявший возбудил желание, – и душа согласилась на то – сложилась);

за сим «пленение» (предмет взял в плен душу, возжелавшую его и как рабу связанную ведет к делу);
наконец «страсть» (πάθοζ – болезнь души), частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкой (к делам, коими оно удовлетворяется) вкачествившаяся в душе (ставшая чертою характера).
Вот поприще для одержания победы в происходящей в нас брани…
И – прилог, говорят, есть голый помысел, или образ какой-либо вещи только что родившийся в сердце и представившийся уму;
«сочетание» есть собеседование с представившимся (предметом или образом) страстное или бесстрастное;
«сосложение» есть склонение души к зримому оком ума предмету со услаждением;
пленение естьнасильственное и невольное отведение сердца (в плен), удержание в нем и слияние будто в одну жизнь ( sunousia ) с предметом пленившим, от коего (слияния) исчезает доброе наше состояние (теряется покой);
страсть же вообще, говорят, внедряется в душе долговременным пристрастием (к предмету какому-либо).
Из всех этих (действий или состояний) «первое» безгрешно, «второе» – не совсем; «третье» – по состоянию подвизающегося (м.б. по мере подвига и противоборства);
«брань» же бывает причиной или венцов (когда кто устоит), или мучений (когда падет) .
Пленение иначе бывает во время молитвы, и иначе не во время молитвы. Страсть несомненно подлежит или равносильному (противовесному) покаянию, или будущей муке. Кто противостоит, или бесстрастно относится к первому, т.е. прилогу, тот за один раз отсекает все срамное. – Такова брань злых демонов против монахов и не монахов, в коей бывает и побеждение и победа, как мы сказали. Побеждающих ожидают венцы, а падающих и не кающихся – муки.
Много поистине добродетелей совмещает в себе углубленная память о смерти. Она есть родительница плача, руководительница ко всестороннему воздержанию, напоминательница о геене, матерь молитвы и слез, страж сердца, источник самоуглубления и рассудительности, которых чада сугубый страх Божий и очищение сердца от страстных помыслов – объемлют много владычных заповедей.
Кто добре искупая время жизни своей, непрестанно бывает занят помышлением и памятью о смерти, и чрез это самое мудро исхищает ум из страстей; тот обыкновенно острее зрит повсечастные приражения бесовских прилогов, нежели тот, кто проводит жизнь без памяти смертной, надеясь очистить сердце действием одного разума, а не тем, чтобы всегда хранить печальную и плачевную мысль. Таковой, мнясь своим быстроумием держать в руках все пагубные страсти, не ведая, как связуется одной, хуждшей всех, – падает в высокоумие (как чающий преуспеть в чем-либо) без Бога. Ему надлежит сильно трезвиться, чтобы за надмение не лишиться смысла.
Ибо как говорит Апостол Павел (1Кор. 8, 1), души отсюда и оттуда набирающиеся знания, обыкновенно надымаются пред теми, которые, как им кажется, меньше их знают, по той причине, как я думаю, что в них нет искры назидающей любви. А кто имеет непрестанное помышление о смерти, тот острозорче, чем тот, кто же имеет его, замечая приражения демонов, удобно прогоняет их и попирает».

И если коротко — память смертная, т.е. размышление о предстоящем Суде после выхода из тела, — это весьма действенное средство против всех страстей.

Записки монаха. Ноябрь 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *